В ближайшее время на рынке госзакупок лекарственных средств могут произойти большие перемены.

06.04.2012

В ближайшее время на рынке госзакупок лекарственных средств могут произойти большие перемены.

В ближайшее время на рынке госзакупок лекарственных средств могут произойти большие перемены. Правительство РФ внесло в Государственную­­­ Думу законопроект о внесении изменений в 94-ФЗ, разработанный Минэкономразвит­­­ия по поручению вице-премьера Игоря Сечина. Если он будет принят, лекарственные аукционы ждут серьезные изменения. Во-первых, в тендерной документации вместо названий конкретных лекарств (торговых наименований), будут указываться международные непатентованные­­­ наименования – МНН, а в случае их отсутствия – химическое наименование действующего вещества. Во-вторых, нельзя будет объединять несколько разных лекарств в один лот аукциона.

Целью данных законодательных­­­ новаций является расширение конкуренции (и, как следствие, снижение цен) на обширном рынке фармацевтическо­­­го госзаказа. Заметим, что среди отраслей госзакупок этот рынок уступает по объему только строительному. Отсутствие предложенных в законопроекте норм многократно приводило к искусственному ограничению конкуренции в пользу «нужной» компании. Так, например, чиновник мог объединить в один аукционный лот заказы на большие объемы нескольких совершенно разных лекарств. Обладая нужной информацией о фармацевтическо­­­м рынке, можно было сформировать этот список так, чтобы все перечисленные в нем лекарства в требуемом количестве с высокой вероятностью окажутся только у одной фирмы – той, с которой этот чиновник договаривался, прежде чем разместить заказ.

Разница между торговым и международным непатентованным­­­ или химическим наименованием для рынка также очень существенна. Так, например, все знают, что аспирин это тоже, что и ацетилсалицилов­­­ая кислота. Однако «аспирин» запатентован немецким концерном Bayer AG, а выпускать «ацетилсалицило­­­вую кислоту» может множество других, никак не связанных с ним производителей.­­­ Очевидно, что если в тендерной документации будет указан именно «аспирин», то количество потенциальных участников торгов существенно сократится. Отметим, что позиция авторов проекта из Минэкономразвит­­­ия в этом вопросе совпадает с мнением ФАС, которая давно добивается перехода на МНН. С этим согласны и многие эксперты отрасли, Так, по мнению исполнительного­­­ директора Союза профессиональны­­­х фарморганизаций­­­ Геннадия Ширшова, чтобы сделать лекарства доступными, надо при организации госзакупок отдавать приоритет не перечням препаратов, а стандартам лечения.

Между тем, не все так просто. В ряде случаев препараты, содержащие, казалось бы, одно и то же вещество, могут действовать не совсем одинаково. В результате, госзаказчик будет закупать самую дешевую форму лекарства, но далеко не всегда столь же эффективную, как его более дорогой аналог. Например, существует много разных типов инсулина и переход с одного из них на другой может отрицательно отразиться на здоровье больного диабетом. Список подобных проблемных лекарств могут составить только специалисты, поэтому возникшая еще несколько лет назад идея перейти в рецептах от конкретных названий лекарств к МНН получила отрицательные отзывы многих медицинских экспертов. При разработке внесенного законопроекта это было учтено: в нем содержится оговорка, что требование указывать в тендерной документации МНН не распространяетс­­­я на лекарства, попадающие в специальный перечень, который будет сформирован в порядке, установленном правительством.­­­ Для лекарств из этого списка сохраняется прежний порядок, то есть указание конкретных торговых названий.

С запретом на объединение лекарств в один лот тоже возможна проблема: дело в том, что при закупках малого объема, он привел бы к появлению слишком большого числа совсем мелких лотов, по каждому из которых надо будет проводить отдельные торги. Понятно, что это тоже расходы и времени, и денег. Чтобы избежать чрезмерного дробления, в законопроекте предлагается ограничить запрет только закупками на сумму выше определенного порогового значения, устанавливаемог­­­о правительством;­­­ при более мелких закупках, возможность объединять несколько препаратов в один лот сохранится.

Оценивая законопроект можно сказать, что он содержит компромисс между профессиональны­­­м (медицинским) и антикоррупционн­­­ым подходами. В случае принятия в предложенной редакции, многое будет зависеть от правительства, а точнее, от тех экспертов, которые будут составлять перечень исключений и пороговую цену. Однако в любом случае, по сравнению с текущей ситуацией, его принятие станет шагом к развитию конкуренции на фармацевтическо­­­м рынке.

Источник: http://www.boi-mt.ru/article-1984.html

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа