06.04.2012
В ближайшее время на рынке госзакупок лекарственных средств могут произойти большие перемены.
В ближайшее время на рынке госзакупок лекарственных средств могут произойти большие перемены. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в 94-ФЗ, разработанный Минэкономразвития по поручению вице-премьера Игоря Сечина. Если он будет принят, лекарственные аукционы ждут серьезные изменения. Во-первых, в тендерной документации вместо названий конкретных лекарств (торговых наименований), будут указываться международные непатентованные наименования – МНН, а в случае их отсутствия – химическое наименование действующего вещества. Во-вторых, нельзя будет объединять несколько разных лекарств в один лот аукциона.
Целью данных законодательных новаций является расширение конкуренции (и, как следствие, снижение цен) на обширном рынке фармацевтического госзаказа. Заметим, что среди отраслей госзакупок этот рынок уступает по объему только строительному. Отсутствие предложенных в законопроекте норм многократно приводило к искусственному ограничению конкуренции в пользу «нужной» компании. Так, например, чиновник мог объединить в один аукционный лот заказы на большие объемы нескольких совершенно разных лекарств. Обладая нужной информацией о фармацевтическом рынке, можно было сформировать этот список так, чтобы все перечисленные в нем лекарства в требуемом количестве с высокой вероятностью окажутся только у одной фирмы – той, с которой этот чиновник договаривался, прежде чем разместить заказ.
Разница между торговым и международным непатентованным или химическим наименованием для рынка также очень существенна. Так, например, все знают, что аспирин это тоже, что и ацетилсалициловая кислота. Однако «аспирин» запатентован немецким концерном Bayer AG, а выпускать «ацетилсалициловую кислоту» может множество других, никак не связанных с ним производителей. Очевидно, что если в тендерной документации будет указан именно «аспирин», то количество потенциальных участников торгов существенно сократится. Отметим, что позиция авторов проекта из Минэкономразвития в этом вопросе совпадает с мнением ФАС, которая давно добивается перехода на МНН. С этим согласны и многие эксперты отрасли, Так, по мнению исполнительного директора Союза профессиональных фарморганизаций Геннадия Ширшова, чтобы сделать лекарства доступными, надо при организации госзакупок отдавать приоритет не перечням препаратов, а стандартам лечения.
Между тем, не все так просто. В ряде случаев препараты, содержащие, казалось бы, одно и то же вещество, могут действовать не совсем одинаково. В результате, госзаказчик будет закупать самую дешевую форму лекарства, но далеко не всегда столь же эффективную, как его более дорогой аналог. Например, существует много разных типов инсулина и переход с одного из них на другой может отрицательно отразиться на здоровье больного диабетом. Список подобных проблемных лекарств могут составить только специалисты, поэтому возникшая еще несколько лет назад идея перейти в рецептах от конкретных названий лекарств к МНН получила отрицательные отзывы многих медицинских экспертов. При разработке внесенного законопроекта это было учтено: в нем содержится оговорка, что требование указывать в тендерной документации МНН не распространяется на лекарства, попадающие в специальный перечень, который будет сформирован в порядке, установленном правительством. Для лекарств из этого списка сохраняется прежний порядок, то есть указание конкретных торговых названий.
С запретом на объединение лекарств в один лот тоже возможна проблема: дело в том, что при закупках малого объема, он привел бы к появлению слишком большого числа совсем мелких лотов, по каждому из которых надо будет проводить отдельные торги. Понятно, что это тоже расходы и времени, и денег. Чтобы избежать чрезмерного дробления, в законопроекте предлагается ограничить запрет только закупками на сумму выше определенного порогового значения, устанавливаемого правительством; при более мелких закупках, возможность объединять несколько препаратов в один лот сохранится.
Оценивая законопроект можно сказать, что он содержит компромисс между профессиональным (медицинским) и антикоррупционным подходами. В случае принятия в предложенной редакции, многое будет зависеть от правительства, а точнее, от тех экспертов, которые будут составлять перечень исключений и пороговую цену. Однако в любом случае, по сравнению с текущей ситуацией, его принятие станет шагом к развитию конкуренции на фармацевтическом рынке.
Источник:
http://www.boi-mt.ru/article-1984.html