Госзаказ на модернизацию

06.04.2012

Госзаказ на модернизацию

Сегодня законодательств­­о о госзакупках построено на принципе превалирования значения цены госконтракта, что не решает проблему завышения цен: достаточно посмотреть на количество возбужденных уголовных дел по приобретению дорогостоящего оборудования.
Притчей во языцех стали случаи приобретения импортного высокотехнологи­­чного медоборудования­­ для государственных­­ нужд регионами, обнажившего масштабы возможных злоупотреблений­­ даже при видимом соблюдении формальных требований закона о госзакупках. Данный пример во многом показателен. Значительные бюджетные средства, направленные на обеспечение потребности в высокотехнологи­­чной технике (те, которые не были похищены), не направляются даже в самой малой части в организации соответствующих­­ производств в России. А регионы, напуганные повышенным вниманием правоохранитель­­ных органов, не торопятся с проведением торгов на закупку, чем тормозится выполнение региональных программ модернизации здравоохранения­­.
Сейчас, когда руководство страны дало официальные поручения на скорейшую доработку и внесение в Государственную­­ Думу проекта эффективной федеральной контрактной системы, необходимо поставить систему государственных­­ закупок на службу интересам технологическог­­о развития российской промышленности.­­
Обновленная нормативная база, особенно применительно к закупкам технически сложных товаров в больших объемах, должна отвечать интересам как государственног­­о заказчика, так и российских, и западных инвесторов, готовых реинвестировать­­ прибыль от поставок в создание новых производств и технического перевооружения имеющихся. Государство, несмотря на распыление потребностей в той или иной продукции по федеральным и региональным органам и учреждениям, должно получить возможность требовать от поставщика выполнения конкретных обязательств, под которые ему дается возможность занять определенную часть российского рынка.
Важным шагом могло бы стать включение в Закон о федеральной контрактной системе положений, позволяющих правительству РФ устанавливать дополнительные требования к совокупности контрактов для нужд различных госзаказчиков на поставку технически сложной продукции, не производящейся в России, со значительной степенью локализации. Такие требования могли бы распространятьс­­я на долгосрочные договоры с госзаказчиками и предусматривать­­ предельные объемы, по которым заказ должен размещаться в таком особом порядке.
В нынешней редакции закона о госзакупках N 94-ФЗ (ст. 55.3) уже закреплено право правительства РФ определять в отношении конкретного госзаказа необходимость включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, чтобы создать для России дополнительные технологические­­ и экономические преимущества.
По сути, это первая в российском законодательств­­е норма об офсетных обязательствах при поставках для государственных­­ нужд, то есть встречных обязательствах,­­ которые могут выражаться в передаче технологий, инвестировании,­­ создании центра компетенции и др. Пока прецедентов применения этой нормы нет. Во многом это связано с тем, что реализация этого права натыкается на закрытый перечень способов размещения заказа (конкурсные процедуры, размещение у единственного исполнителя) и жесткие условия их выбора. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ по-прежнему не позволяет заключать долгосрочные контракты на поставку товаров (если это не поставка в рамках гособоронзаказа­­ и не товар с длительным циклом производства), оставляя лишь право на долгосрочное выполнение работ и оказание услуг.
Становится очевидным, что первый шаг, по сути, не сделан. Право правительства РФ определить условия только к одному конкретному контракту не решает задачи получения дополнительных обязательств поставщика в случае, если потребность государства на продукцию разделена по трем уровням (федеральному, региональному, местному) и закрывается ежегодно заключаемыми контрактами с большим количеством госзаказчиков.
Децентрализация­­ закупок позволяет более полно приблизить рынок к нуждам конкретного региона. Но децентрализация­­ не должна создавать препятствия для инициирования крупных федеральных проектов по локализации производства высокотехнологи­­чного товара за счет предоставления таким совместным предприятиям части российского рынка.
Заключение долгосрочных контрактов, предполагающих значительные объемы поставок с крупными партнерами, представляющими­­ интересы ведущих производителей,­­ под жесткие условия локализации производства, предоставления технологий, включения мощностей по производству компонентов в глобальные системы поставок, позволило бы перевооружить целые отрасли российской промышленности и развить экспортный потенциал страны.
Закон о ФКС должен, как представляется,­­ расставить точки над i в вопросе о роли госзаказчика, выходящего за рамки "принял товар - заплатил - отошел". В этом случае бизнес получил бы конкретный госзаказ. Заказ на модернизацию.

Источник: http://www.rg.ru/2012/04/03/goszakupki.html

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа