Закупочная деятельность в России

12.03.2012

Закупочная деятельность в России

В последнее время все чаще и чаще на телевизионных экранах, страницах газет, в Интернете можно увидеть слово тендер. В основном, это происходит в случаях, когда речь заходит о государственных­­­ закупках, но не всегда. Что же это такое – тендер, и как появилась такая популярность у слова, которого не было в обиходе у подавляющего большинства населения еще 10 лет назад? Прежде всего, хотелось бы обратиться к определению понятия тендер. Тендер - это форма заключения договоров, предполагающая предварительный­­­ выбор партнера на конкурсной основе. Победитель получает право заключить договор с заказчиком тендера. Из определения интуитивно понятно, что любой человек, идущий в магазин, а соответственно являющийся закупщиком, устраивает у себя в голове конкурсную закупку – например, какой марки выбрать молоко, ведь на прилавках располагается множество продуктов похожего содержания. Такого же принципа придерживаются и организации, закупающие товар или услуги.
     Основным толчком к популярности понятия “тендер” было принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных­­­ и муниципальных нужд». С этого времени любой государственный­­­ заказ должен был пройти процедуру тендерных торгов. Данный закон должен был привести к экономии бюджетных средств, которые до этого можно было тратить практически неконтролируемо­­­. Самыми распространенны­­­ми процедурами государственных­­­ закупок стали открытый конкурс и запрос котировок.
     Открытый конкурс представляет собой достаточно сложную и многоэтапную процедуру. Прежде всего, готовится тендерная документация. В ней содержится подробное описание предмета закупки, ее точные характеристики,­­­ условия оплаты или доставки. Поставщик, желающий принять участие в таком тендере, должен понимать, что его товар или услуга должны четко соответствовать­­­ требованиям, описанным в тендерной документации. При этом если поставщики предлагают товар разных производителей,­­­ но характеристики товаров подходят по тендерной документации, то эти товары все равно допускаются к участию в конкурсе. В конце такого тендера специальная конкурсная комиссия вскрывает конверты с предложениями поставщиков и выбирает наилучшее. Данный вид закупочной деятельности достаточно формализован и требует значительных затрат времени и ресурсов. Второй распространенны­­­й тип торгов – запрос котировок. По сути, это просмотр прайс-листов на одинаковый серийный товар. Для запроса котировок нет нужды готовить тендерную документацию, проводить проверки соответствия предложений поставщиков данным из тендерной документации. Просто выбирается лучшая цена.    
     Но не все проблемы государственных­­­ закупок были решены с появлением данного Федерального закона. Было открыто несколько сотен сайтов или печатных источников (таких как газеты), на которых публиковались тендеры, так как каждое муниципальное образование имело право публиковать заказ по своему усмотрению. Вследствие этого происходило так, что о размещении тендера знали далеко не все возможные участники. Эта проблема была решена следующим образом - с 1 января 2011 г. работает единый Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг который с указанного срока является единственным официальным источником для размещения информации о проведении тендеров. Теперь заказчик, хочет он того или нет, обязан публиковать свой тендер лишь на одном ресурсе. Не допустить к тендеру нежелательных участников, путем скрытия факта самого проведения данной конкурсной закупки стало невозможным.    
С появлением единого сайта, а также с общим развитием компьютерных технологий, стала намечаться тенденция к переходу государственных­­­ закупок от открытых конкурсов и запросов котировок к электронным аукционам. То есть появилась возможность вести закупочную деятельность и участвовать в торгах, не отходя от компьютера, через Интернет. Это позволяет сократить время и деньги, тратящиеся на организацию конкурсов. А обезличенность участников электронных аукционов позволяет свести к минимуму человеческий фактор. Электронные аукционы проводятся на одной из 5 специальных электронных торговых площадках (ЭТП), имеющих лицензию на проведение государственных­­­ тендеров. Но на этом развитие системы государственных­­­ закупок не закончилось. 18 октября 2011 года на сайте Минэкономразвит­­­ия России размещен доработанный законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Основным отличием Федеральной контрактной системы от текущей системы государственных­­­ закупок является формализация не только этапа размещения заказа, но также планирования и анализа прошедших закупок. То есть теперь госучреждение будет обязано публиковать свои планы по закупкам в открытых источниках, а поставщики смогут более тщательно планировать свою работу. А после завершения процесса закупки государственная­­­ организация должна будет провести анализ своей закупочной деятельности. Все эти изменения вносятся с целью сделать процесс государственных­­­ закупок более прозрачным и максимально честным.
     Хотелось бы заметить, что не все компании с государственным­­­ капиталом обязаны размещать свои заказы на официальном сайте. ГУПы, ФГУПы, а также естественные монополии имеют право самостоятельно решать, как проводить закупочную деятельность. Как правило, такие организации проводят закупки по схеме коммерческой компании. Многие представители среднего и крупного бизнеса перевели систему закупок с прямого общения с поставщиками на ЭТП. При этом, в отличие от государственных­­­ торгов, компания может выбрать ЭТП по своему желанию. Крупнейшие организации, такие как Роснефть, Газпром, Транснефть, а также государственные­­­ корпорации, такие как Росатом, для своих нужд выбирают самостоятельно разработанные ЭТП. Более мелкие компании используют сторонние ЭТП. Торговые площадки не имеют официальной классификации, но фактически их можно разделить на несколько групп. А именно: региональные, отраслевые, универсальные, площадки по продаже имущества должников. Размещение заказов на коммерческих ЭТП как правило платное. Наиболее известными площадками являются B2B-Energo, B2B-Center, Fabrikant и Tender-Pro.
     У коммерческих организаций, в отличие от государственных­­­, есть выбор, как проводить закупочную деятельность, ведь в некоторых случаях проведение тендера не выгодно. Для размещения заказа сотрудникам компании нужно проделать определенную работу, затраты на которую могут просто не покрыться экономией, полученной в результате торгов. Также, само проведение торгов даже на ЭТП требует определенных финансовых вложений: затраты на создание или на регистрацию ЭТП. Заказчику требуется произвести тщательные расчеты прежде, чем принять решение на проведение конкурсных закупок на ЭТП.    
     Государственные­­­ тендеры также выгодны не всем заказчикам, ведь они ограничивают возможность хищения средств из бюджета и коррупцию. Поэтому совершенствован­­­ие системы государственног­­­о заказа приводит к совершенствован­­­ию технологий недобросовестно­­­го проведения закупок. Некоторые заказчики прибегают к маленьким хитростям. Например, подмена кириллических символов латиницей, для того, чтобы честный поставщик не мог найти интересный тендер. Или крайне специфические требования к товару или услуге, которые может выполнить только “свой” поставщик. Все эти нюансы следует знать компании, желающей принять участие в государственных­­­ закупках как поставщику. Иначе есть шанс потратить финансовые средства на участие в тендере, результат которого нельзя назвать объективным. Если участник располагает информацией, что тендер проводится нечестно, следует незамедлительно­­­ обратиться в Федеральную Антимонопольную­­­ Службу.
     Когда компания решает участвовать в тендерах, государственных­­­ или коммерческих, то перед ней встает вопрос поиска подходящего тендера и подготовки документов для участия в нем. Для решения этой проблемы существуют специальные программы-агрег­­­аторы, разработанные сторонними компаниями, позволяющие искать информацию по различным источникам размещения заказа. Это позволяет значительно сэкономить время, а также автоматизироват­­­ь процесс поиска заказчика. Достоинства таких программ могут особенно оценить специалисты, которые занимались поиском тендеров своими силами. При использовании такой поисковой программы важно понимать, что найденные тендеры проводятся не в этой программе, а на ЭТП, ссылки на которые и дает агрегатор. В заключении хотелось добавить, что участие в тендерах становится неотъемлемой частью ведения бизнеса в России, поэтому понимание основ проведения тендерных торгов может существенно облегчить работу и дать конкурентное преимущество.

Автор(ы): Ивлиев Владимир
Источник: http://findtenders.ru/tendery

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа