Обсуждение крупных закупок: проблемы и успехи

25.03.2014

Обсуждение крупных закупок: проблемы и успехи

Нарушения при проведении обязательного общественного обсуждения крупных контрактов будут включены в доклад Правительству, который готовит Минэкономразвития. Наработанная практика таких обсуждений проанализирована 20 марта на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Участники заседания решили создать площадку и в течение апреля исследовать технологические, информационные, организационные проблемы в работе системы общественного обсуждения крупных контрактов и к июню выработать конкретные предложения по модернизации этой системы.
Единый порядок закупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях — 44-ФЗ — вступил в силу 1 января. В частности, обязательным стало обсуждение планов-графиков размещения заказа и закупок свыше 1 млрд рублей. Система запущена с учетом «пилотного» проекта, который Экспертный совет при Правительстве проводил с марта 2013 года. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан, где уже в прошлом году госзакупки проводились с учетом ряда положений закона о контрактной системе.
«Система [обсуждений] должна, с одной стороны, помочь нашим министерствам и ведомствам повысить прозрачность государственных закупок, с другой стороны — повысить доверие граждан… с точки зрения противодействия коррупции и злоупотребления доверием», — сказал министр РФ Михаил Абызов.
В «пилотном» режиме система общественного обсуждения крупных контрактов действовала с августа 2012 года. С начала 2014 года начался новый этап: обсуждения стали обязательными. Полностью система должна заработать с начала 2016 года, когда будет введена единая информационная система и трехлетнее планирование закупок. С августа 2012 года в России было размещено 577 извещений стоимостью свыше 1 млрд рублей на сумму более 1,7 трлн рублей. «В первом полугодии 2013 года только 78% федеральных органов исполнительной власти, которые должны были осуществлять общественное обсуждение, его осуществляли», — констатировал замглавы Минэкономразвития Евгений Елин. Во втором полугодии ситуацию исправили.
«Дальше возникли другие проблемы — качество общественных обсуждений», — посетовал Евгений Елин.
При этом интерес общественности налицо: количество посещений специализированного форума на сайте госзакупок за год выросло в три раза. По результатам общественных обсуждений полностью отменены более 20 закупок, в 30% случаев заказчики внесли изменения.
«Общественное обсуждение стало фактором, который дисциплинирует заказчиков… Количество нарушений во втором полугодии сократилось более чем в 2 раза», — сказал замминистра.
По словам Евгения Елина, по результатам накопленного опыта система общественного обсуждения будет модернизирована. В частности, требуется точно определить место проведения очных слушаний. Так, заказчики с разветвленной сетью филиалов иногда устраивают слушания в центральном офисе в Москве, а объект строительства находится в другом городе, отметил проректор ВШЭ Александр Шамрин. А однажды общественные слушания были назначены на острове Диксон, куда вообще невозможно добраться, сказал Евгений Елин.
«Прошу предоставить такую информацию для Правительства. Надо отдельно такие примеры разбирать — и на доску позора таких людей, которые так поступают с гражданами, желающими проследить прозрачность расходования их денег», — возмутился Михаил Абызов.
Министр попросил Минэкономразвития представить доклад о самых вопиющих нарушениях, которые фиксируются в ходе обсуждения крупных контрактов, а также о нарушениях самой процедуры в первом полугодии 2013 года. «Пофамильно, с указанием ответственных за эту работу, и чтобы коллеги сказали, почему это не было сделано», — попросил он. Вместе с тем, считает министр, самые ответственные министерства тоже должны быть отмечены. «Прошу также подготовить предложения по поощрению представителей госзаказчиков», — сказал министр.
Сама процедура проведения очных и онлайн-обсуждений должна быть регламентирована, согласился Михаил Абызов с участниками заседания. Например, можно было бы организовывать телеконференцсвязь с общественниками на местах, предложил Александр Шамрин.
Еще одна проблема, которую предстоит решить, — работоспособность единого портала госзакупок. К нему и у контрольных органов, и у экспертов есть претензии. «Основная проблема — общественные обсуждения и сама закупка живут в разных частях сайта», — считает гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. «Протоколы и документы общественных слушаний каждый размещает как хочет», — констатировал Александр Шамрин. Поскольку информация размещается в разных форматах, то ее сложно искать и анализировать.
«У разместивших планы-графики [заказчиков] для анализа количественных показателей необходим ручной подсчет — у 61 из 78, разместивших планы-графики. Планы-графики в различных форматах, мы насчитали четыре формата. Есть такое размещение, которое иначе как издевательством назвать невозможно», — заявил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.
Планы-графики закупок сейчас — на исходе первого квартала — вообще отсутствуют у 28 распорядителей бюджетных средств, установила Счетная палата. А вычленить из существующих графиков миллиардные контракты сложно. По словам Максима Рохмистрова, с начала этого года миллиардных контрактов мало — около 30. При этом процесс общественного обсуждения на сайте слишком сложен, считает аудитор.
«Не будет сидеть общественник или человек, получающий небольшие деньги от общественной организации... Регистрация занимает более 12 часов!» — возмущался он.
В Казначействе пообещали проанализировать работу сайта и модернизировать его. «У нас полностью открытое ведомство… готовы все сделать, чтобы изменить негативное отношение к сайту», — пообещал глава ведомства Роман Артюхин.
Участники заседания также подняли вопрос стимулирования общественников и экспертов к обсуждению и анализу закупок.
«Одна из самых главных проблем при общественном обсуждении, на мой взгляд… это профессионализация обсуждения госзакупок. Всего участников обсуждения около 10 тысяч, и лишь десятки содержательных обсуждений… Мы могли бы получать профессиональный документ, по которому могли бы быстро работать», — посетовал замглавы ФАС Андрей Цариковский.
Чиновник также призвал экспертов не фокусироваться только на госзаказе в крупных городах.
«Только профессионалы могут выйти на это [крупные закупки в регионах]… иначе за бортом будут оставаться конкурсы на сотни миллиардов рублей», — предупредил он.
В ФАС также ответили на претензии о том, что ведомство реагирует только на официально оформленные жалобы, а не на замечания, высказанные в ходе общественных слушаний. Как пояснил Андрей Цариковский, в полномочия ведомства входит только контроль процедуры размещения заказа. Для разбора жалоб относительно, например, характеристик строительства объекта у ведомства просто нет компетенций.
«На мой взгляд, заключения по итогам общественных слушаний должны состоять из двух частей: процедурные и сущностные нарушения. ФАС может анализировать только процедурные вопросы. К сущностной части должны подключаться Росфиннадзор и Счетная палата», — отметил замглавы службы.
Предложения рабочей группы Экспертного совета, Минэкономразвития, контролирующих ведомств, общественных организаций будут суммированы и переработаны в конкретные предложения к июню. В целом можно говорить, что механизм общественных обсуждений работает, но его необходимо донастраивать. В связи с этим предложение Минэкономразвития о разработке механизмов обсуждения более мелких контрактов решено пока отложить.
«Снижение стоимости меньше миллиарда: я бы подошел к этому вопросу аккуратно, потому что считаю, что нам нужно справиться с работой "миллиард плюс". Не стал бы пока мельчить… Нужно в июне вернуться к этому вопросу», — сказал Михаил Абызов.
В НАИЗ с этим согласны. По словам Сергея Габестро, опыт обсуждения миллиардных закупок можно будет проецировать на более мелкие закупки только после отработки всех процедур.
И эксперты, и Минэкономразвития согласились, что работу необходимо продолжать, несмотря на небольшое количество содержательных замечаний к крупным закупкам и несовершенство процедур.
«Есть практики вопиющие, циничные наплевательского отношения заказчиков с переносом общественного обсуждения на остров Диксон. Показательно, что мы это все выявляем. В целом, механизм надо совершенствовать, но он уже дает свои плоды. Пускай это 3 миллиарда рублей, 9 миллиардов — это огромные средства. Это уже вклад, он оправдывает то, что мы тратим время коллег из ведомств на работу в этом направлении», — заключил Михаил Абызов.

Автор(ы):
Источник: http://goszakupki.bigovernment.ru/news/2962/

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа