Инновации госкомпаниям неинтересны

18.03.2014

Инновации госкомпаниям неинтересны

Госкомпании и федеральные учреждения, несмотря на взятый властью курс на инновации, к введению инновационных методов работы и внедрению новейших разработок относятся по-прежнему осторожно. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного действию законодательства о госзакупках в сфере инноваций
Дискуссия состоялась в Москве и была организована Торгово-промышленной палатой России и Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ).

План мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госактивами - так называемая «дорожная карта» - обнародована почти год назад. Предполагалось, что реализация «карты» позволит увеличить долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок, обеспечит прямой доступ субъектов предпринимательства к закупкам.

В то же время вступление в силу закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (к слову, появившегося на полтора месяца раньше «дорожной карты») и поправок в 223-й федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предъявило новые требования к проведению закупок, в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции.

Крупные предприятия и естественные монополии с госучастием практически не интересуются инновационной продукцией, предлагаемой, в том числе, бизнес-субъектами.
По факту задачи, поставленные «дорожной картой» и поправками в закон о госзакупках, не достигнуты. Крупные предприятия и естественные монополии с госучастием практически не интересуются инновационной продукцией, предлагаемой, в том числе, бизнес-субъектами, заявил ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Александр Ломаченко. В системе оборонного закона технологические новинки, по сути, вовсе не применяются. Возможным вариантом выхода из ситуации он считает стимуляцию спроса на инновации через совершенствование системы госзакупок.

«Объем госзакупок - 7 трлн, и только 10% относится к субъектам малого и среднего бизнеса - потому что менеджмент заказчика в том, чтобы работать с малыми и средним бизнесом, не заинтересован», - полагает член-корреспондент Российской академии естественных наук, партнер юридической фирмы ООО «Астахов, Хорошев, Зайнуллин и партнеры» Сергей Зайнуллин.

Пробные шаги со стороны Торгово-промышленной палаты уже предприняты. В начале года ее представители обратились в военно-промышленную комиссию с просьбой создать механизмы сотрудничества малого и среднего бизнеса с госкомпаниями. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин потребовал от Минпромторга определить пилотной площадкой Московскую область и сформировать региональную рабочую группу по кооперации между военно-промышленным комплексом отдельно взятого субъекта и предприятиями малого и среднего бизнеса. Если эксперимент в сфере внедрения инноваций окажется успешным, его распространят на всю страну. Задача – совершенствовать механизм госзакупок в этом сегменте.

Законы в этой области применять непросто из-за недопонимания участниками процесса, что же такое «инновации».

В то же время, несмотря на отсутствие понимания ключевых моментов у многих участников системы госзакупок, законы в этой сфере работают и, по мнению члена комитета по методологии и контролю закупочной деятельности НАИЗ Михаила Мухина, неплохо. Основные требования закона к заказчикам известны, как и перечень обязательных к публикации документов. Согласно изменениям от декабря прошлого года, заказчик должен публиковать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

•«Мы адаптировали (принятые на федеральном уровне изменения. - Прим. OK-inform) под наши нормативные требования - типовые формы закупочной документации, внедрили регламенты, описание процессов и ответственных лиц, формирование и согласование, - рассказал об опыте корреляции федеральных законов о госзакупках с корпоративными актами представитель “РусГидро” Петр Мельник. - Таким образом, мы стандартизировали систему закупок и привели ее в соответствие с 223-м ФЗ».

Закон продолжит меняться. Так, вскоре будет ужесточена ответственность за нарушение закона о госзакупках. Согласно законопроекту, который уже прошел первое чтение в Госдуме, для юридических лиц санкции увеличат до 500 тысяч рублей, для должностных - до 50 тысяч рублей. Карать будут тех, кто «забыл» опубликовать информацию о госзаказе, необоснованно отклонил заявки или вовсе не рассмотрел их.

Карать будут тех, кто «забыл» опубликовать информацию о госзаказе, необоснованно отклонил заявки или вовсе не рассмотрел их.
Кроме того, как недавно заявил в интервью «Интерфаксу» замминистра экономического развития Евгений Елин, в первом квартале речь также пойдет о решении проблем малобюджетных заказчиков. «Мы договорились о том, что для заказчиков с годовым объемом закупок до 2 млн рублей будут сняты ограничения на закупки у единственного поставщика (в случае, если каждая закупка не превышает до 100 тысяч рублей). Свыше 2 млн рублей - возникает 5-процентный барьер. Также мы предлагаем сократить расчеты с малыми предприятиями до 30 дней, ввести соответствующие обязательства через закон. У ведомств, правда, есть возражения. Но мы считаем, что таким образом обеспечим ритмичность исполнения бюджета. Смысл новеллы состоит в следующем: сегодня малое предприятие выполнило свою работу, закрыло заказы, а ему говорят: заплатим мы тебе только в декабре, в конце года. Мы хотим ввести законодательно, что если контракт исполнен в срок, то в течение 30 дней, будьте добры, рассчитайтесь», - заявил Елин.

Основные же изменения предполагаются во втором квартале - по 223-му закону чиновники намерены ввести исчерпывающий перечень конкурентных процедур. По заявлению Елина, это делается, чтобы заказчики «под хитрым названием процедуры не завуалировали закупку у единого поставщика». Сейчас процедуры в нормативных актах по 223-му закону утверждают сами заказчики. «В результате был, например, такой способ закупки, как закупка “на основании устойчивых хозяйственных связей”. Фактически – это единственный поставщик, вот с ним и есть “устойчивая хозяйственная связь”. Такого больше не будет», - уверен замминистра. Еще один пакет изменений предполагается в КоАП.

Особое внимание чиновники намерены уделить кадровому вопросу. В будущем, 2015 году будет введена единая система аттестации специалистов.

В более приближенной перспективе - уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового контроля над госзакупками.

Прежде финансовый контроль над госзакупками на федеральном уровне был распределен между несколькими ведомствами. Росфиннадзор следил за расходованием бюджетных средств госорганами. Федеральное казначейство в текущем режиме контролировало операции по счетам распорядителей и получателей бюджетных средств. В свою очередь, главные распорядители и распорядители бюджетных средств также следили за целевым использованием средств бюджетополучателями. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба контролировала, насколько размещение госзаказа соответствует законодательству.

После слияния ФАС и ФСТ функции могут быть вновь распределены. Но усиления контроля, хотя бы на стадии размещения заказа, не избежать, считает директор Департамента экономической безопасности предпринимательства Олег Сиваков.

Автор(ы): Юлия Ларионова
Источник: http://ok-inform.ru/experts/10307-innovatsii-goskompaniyam-ne-interesny.html

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа