До 40% крупных госзакупок проходят с нарушениями

12.03.2014

До 40% крупных госзакупок проходят с нарушениями

Почти 40% крупнейших сделок по госзакупкам на суммы более 1 млрд рублей проходят с нарушением свободного доступа к госзаказам, пришли к выводу в Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) по итогам 2013 года.

Всего за 2013 год было размещено 233 лота на общую сумму 574 млрд рублей. Из них почти в 70% случаев контракты заключались с единственным поставщиком. «Это не является нарушением в чистом виде, но вызывает вопросы», - говорят в НАИЗ.

Признаки ограничения конкуренции эксперты обнаружили в 38% случаев (88 процедур). Большая часть нарушений (27% заказов) связана с неправильным размещением документации, которую публикуют либо частично, либо с опозданием. «Компании не могут принять участие в торгах: они либо совсем не получают информацию о проходящих закупках, либо получают ее слишком поздно, когда уже нет возможности подготовить все документы или они не проходят по каким-либо другим формальным критериям, - пояснил РБК гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. - Это ограничивает доступ независимых компаний к крупнейшим госконтрактам, а победителем становится «свой» поставщик». Особенно это касается Роскосмоса и сферы дорожного строительства, говорят в НАИЗ.

Еще около 5% сделок проходят в предельно сжатые сроки, что лишает независимых поставщиков шансов на заключение контракта. Такую схему практикует Минздравсоцразвития. В 2012 году ведомство Вероники Скворцовой провело ряд сверхдорогих закупок медикаментов на несколько миллиардов рублей, в которых были указаны сжатые сроки поставки (15-20 дней) в 95 мест по всей России, говорят в НАИЗ. Особым условием шел 10%-й штраф от стоимости недопоставленного товара при нарушении сроков. В 2013 году ситуация повторилась. «Чтобы выполнить такой контракт, нужно заранее закупить необходимое количество только что изготовленных медикаментов, так как дополнительно установлены требования по сроку годности продукции», - отмечают в НАИЗ.

По новому закону о ФКС, вступившему в силу с 1 января 2014 года, каждая госзаупка свыше 1 млрд рублей должна пройти обязательную процедуру общественных обсуждений. Качественная общественная экспертиза позволяет увеличить долю конкурентных закупок и их экономическую эффективность, согласен Габестро. По его словам, недавно департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого АО из всего технического задания представил только некоторые документы, но после замечаний экспертов, ему пришлось опубликовать недостающую документацию. По итогам аукциона начальная цена этого контракта - 3,7 млрд рублей - сократилась до 2,7 млрд. Департамент Москвы по конкурентной политике сэкономил 5,2 млрд руб. (11% от суммы заказов), когда привела в порядок документы по закупке услуг по обращению с крупногабаритным мусором.

«Общественный контроль не позволит проводить закупки под конкретного поставщика, что будет способствовать развитию конкуренции», - считает Максим Черемисов из Минэконромразвития. Обсуждение будет начинаться уже на этапе планирования, по его итогам можно будет отменить закупку, кроме того, установлено, что очный этап общественного обсуждения должен проводиться исключительно по местонахождению заказчика. «Были прецеденты, когда очный этап практически на полярной станции объявляли, теперь этого не будет», - обещает чиновник.

Автор(ы): Алиса Штыкина, РосБизнесКонсалтинг
Источник: http://rbcdaily.ru/society/562949990792302

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа