Как крупнейшие российские госкомпании пытаются нажиться на беде дальневосточников

02.10.2013

Как крупнейшие российские госкомпании пытаются нажиться на беде дальневосточников

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю обнаружило подозрительные контракты на поставку топлива в рамках организации работ по борьбе с паводком и его последствиями, ждет жалоб мелких нефтетрейдеров на объявленный «Роснефтью» дисконт для пострадавших регионов, пытается узнать точные цифры затрат федеральных авиаперевозчиков, осуществляющих полеты из Хабаровска.

В связи со стихийным бедствием на территории Хабаровского края действуют нормы законодательства РФ, позволяющие в этот период заключать госконтракты без торгов. Однако все они в течение 3-х дней должны раскрыть условия сделки перед ФАС. В целом, сообщает руководитель хабаровского УФАС Валентин БОДРОВ, ценовых отклонений от ранее установленных рыночных цен при поставках необходимых материалов в крае не выявлено. В частности, не растут цены на песок, щебень, гравий и другие строительные материалы. Исключением, по его словам, стали лишь «некоторые организации федерального уровня, заключившие контракты на поставку бензина АИ-92 по 38-39 рублей за литр, хотя на местном рынке он стоит 32 рубля».

Скинуть можно не только цены, но и конкурентов
Неоднозначно было воспринято решение руководства компании «Роснефть» о снижении розничных цен в Хабаровском крае, ЕАО и Амурской области на 10% днем и на 15% ночью.

- Мы ждем возможных заявлений на действия компании в части создания дискриминационных условий для других нефтетрейдеров. Поскольку цена снижена не на оптовые поставки, а на розничные продажи. В итоге мелкие продавцы будут вынуждены снижать собственную рентабельность, а может, даже работать в убыток, чтобы не потерять свое место на рынке, - говорит Валентин Бодров.

По данным ФАС, головная компания выделила своим розничным подразделениям в пострадавших регионах 45 млн рублей на покрытие убытков от временного снижения цен. У других продавцов нефтепродуктов такой возможности может и не возникнуть. Даже НК «Альянс», являющаяся вторым крупнейшим игроком дальневосточного рынка, выглядит совершенным малышом в сравнении с одной из крупнейших нефтяных компаний мира.

В общем, УФАС отмечает стабильность на региональном рынке нефтепродуктов, констатируя повышение цен в этом году – в пределах 3-4%, что не больше уровня инфляции. Кроме двух базовых игроков – «Роснефти» и «Альянса», он представлен еще почти 80 компаниями. На территории региона действуют более 200 АЗС. И в отдельных муниципалитетах монопольные позиции заняты вовсе не крупнейшими компаниями. Так в Ванинском и Совгаванском районах более 50% рынка контролирует ООО «АЗС Трансбункер», в Верхнебуреинском районе в тех же долях доминирует ООО «Амур-ДВ», в Аяно-Майском районе ММУП «Коммунальник», в районе им. Полины Осипенко ИП «Коцюба В.М.».

Стремясь расширить конкуренцию, УФАС предлагало правительству края выйти с предложением к другим крупным российским продавцам нефтепродуктов разместить в регионе свои сбытовые мощности. Но пока поддержки это предложение не нашло. При этом корни такой неотзывчивости региональных чиновников объясняют слова замруководителя хабаровского УФАС Елены ГУРИНОВИЧ:

- Есть объективные причины сдерживания развития конкуренции, особенно вне крупных городов. Высокая локализация, низкая плотность населения сами по себе являются наиболее существенными факторами естественного препятствования развитию конкуренции.

Сомнительной выглядит и акция «Аэрофлота», пообещавшего скидку для боровшихся с водой регионов в 20% до конца нынешнего года в качестве благотворительной помощи. Во-первых, это время для авиакомпаний – не сезон и скидки даже большего объема обычно присутствуют безо всякой благотворительности. Во-вторых, на недавний запрос УФАС авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь» представили данные о том, что стоимость их перевозок в Хабаровском крае сегодня ниже общего объема производимых производственных затрат. То есть они и без того работают в убыток.

- Честно говоря, верится в это с трудом, - усомнился в корректности информации Валентин Бодров.

Но проверить ее на местном уровне нет возможности, поскольку у компаний головные офисы за пределами края. Местные антимонопольщики вышли с просьбой в центральный аппарат ФАС РФ, чтобы он проверил достоверность представляемых данных. Приказ Минтранса позволяет компаниям иметь по несколько тарифов на полеты в одних и тех же направлениях, чем они успешно пользуются для манипуляции статистикой.

Жилье без жулья
В связи с необходимостью строительства жилья для пострадавших граждан особое внимание уделяется монополизации данного рынка, способной завышать стоимость квадратного метра, что наиболее актуально для Хабаровска.

- Анализ показывает, что рынок строительства жилья в регионе достаточно конкурентен, - говорит Елена Гуринович. - В Хабаровском крае зарегистрировано около 900 строительных организаций. Ни по объемам строительно-монтажных работ, ни по количеству застройщиков нет доминирующих субъектов.

Даже доля «Дальспецстроя» в 2012 году в Хабаровске не превышала 30%. В 2011 году она составляла 40%, а еще раньше – около 50%. На рынке строительства многоквартирных домов вторую позицию занимает контролируемое администрацией города ООО «Фонд жилищного строительства» - до 10%. В отчете по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг жилищного строительства Хабаровского края отмечаются и другие «наиболее значимые участники данного рынка, с долей более 4%»: ОАО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска», МУП г. Хабаровска «Управление капитального строительства», ООО «Стройсити». Из этих трех два также контролируются мэрией. Крупные компании ведут комплексную застройку, а небольшие возводят отдельные дома на ограниченных земельных участках. В итоге рынок жилищного строительства признается весьма развитым. Но цены это не снижает.

Один из присутствовавших на пресс-конференции журналистов рассказал, что год назад ему повезло взять квартиру в ипотеку по цене 50 тыс. руб. за квадрат: «А когда пришел заключать договор, мне сказали, что за две недели цена с 50 поднялась уже до 70 тысяч. Моя сделка еще проходила по старой цене, и я был счастлив. На вопрос, почему такой скачок, мне ответили, что в ценах рынок равняется на «Дальспецстрой».

В доме коллеги нет централизованного горячего водоснабжения и теплоснабжения, стены сделаны из пенопласта, что снижает затраты. И его пример доказал: цена мало зависит от себестоимости.

По мнению УФАС, причины высоких цен кроются в процедуре формирования земельных участков и стоимости технологического присоединения к сетям.

- Самая большая проблема – отсутствие инженерной инфраструктуры, затраты на создание которой занимают до 40% стоимости строительства дома, - оценивает положение Елена Гуринович. - Нужны или новые технологии, позволяющие избегать подключения жилья к централизованным системам жизнеобеспечения, или поддержка бюджета. В любом случае создание инфраструктуры – это задача органов власти.

Таким образом, получается, что, громко ругаясь на высокие цены в Хабаровске, государство гоняется за собственным хвостом: само не создало условий для строительства, само же безуспешно ищет виноватых. Кстати, тот же подход демонстрируется и на рынке нефтепродуктов, более 60% в цене которых составляют налоги и акцизы.

Автор(ы): Александр Зубов
Источник: http://www.zrpress.ru/business/dalnij-vostok_02.10.2013_62752_kak-krupnejshie-goskompanii-pytajutsja-nazhitsja-na-bede-dalnevostochnikov.html

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа