02.10.2013
Как крупнейшие российские госкомпании пытаются нажиться на беде дальневосточников
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю обнаружило подозрительные контракты на поставку топлива в рамках организации работ по борьбе с паводком и его последствиями, ждет жалоб мелких нефтетрейдеров на объявленный «Роснефтью» дисконт для пострадавших регионов, пытается узнать точные цифры затрат федеральных авиаперевозчиков, осуществляющих полеты из Хабаровска.
В связи со стихийным бедствием на территории Хабаровского края действуют нормы законодательства РФ, позволяющие в этот период заключать госконтракты без торгов. Однако все они в течение 3-х дней должны раскрыть условия сделки перед ФАС. В целом, сообщает руководитель хабаровского УФАС Валентин БОДРОВ, ценовых отклонений от ранее установленных рыночных цен при поставках необходимых материалов в крае не выявлено. В частности, не растут цены на песок, щебень, гравий и другие строительные материалы. Исключением, по его словам, стали лишь «некоторые организации федерального уровня, заключившие контракты на поставку бензина АИ-92 по 38-39 рублей за литр, хотя на местном рынке он стоит 32 рубля».
Скинуть можно не только цены, но и конкурентов
Неоднозначно было воспринято решение руководства компании «Роснефть» о снижении розничных цен в Хабаровском крае, ЕАО и Амурской области на 10% днем и на 15% ночью.
- Мы ждем возможных заявлений на действия компании в части создания дискриминационных условий для других нефтетрейдеров. Поскольку цена снижена не на оптовые поставки, а на розничные продажи. В итоге мелкие продавцы будут вынуждены снижать собственную рентабельность, а может, даже работать в убыток, чтобы не потерять свое место на рынке, - говорит Валентин Бодров.
По данным ФАС, головная компания выделила своим розничным подразделениям в пострадавших регионах 45 млн рублей на покрытие убытков от временного снижения цен. У других продавцов нефтепродуктов такой возможности может и не возникнуть. Даже НК «Альянс», являющаяся вторым крупнейшим игроком дальневосточного рынка, выглядит совершенным малышом в сравнении с одной из крупнейших нефтяных компаний мира.
В общем, УФАС отмечает стабильность на региональном рынке нефтепродуктов, констатируя повышение цен в этом году – в пределах 3-4%, что не больше уровня инфляции. Кроме двух базовых игроков – «Роснефти» и «Альянса», он представлен еще почти 80 компаниями. На территории региона действуют более 200 АЗС. И в отдельных муниципалитетах монопольные позиции заняты вовсе не крупнейшими компаниями. Так в Ванинском и Совгаванском районах более 50% рынка контролирует ООО «АЗС Трансбункер», в Верхнебуреинском районе в тех же долях доминирует ООО «Амур-ДВ», в Аяно-Майском районе ММУП «Коммунальник», в районе им. Полины Осипенко ИП «Коцюба В.М.».
Стремясь расширить конкуренцию, УФАС предлагало правительству края выйти с предложением к другим крупным российским продавцам нефтепродуктов разместить в регионе свои сбытовые мощности. Но пока поддержки это предложение не нашло. При этом корни такой неотзывчивости региональных чиновников объясняют слова замруководителя хабаровского УФАС Елены ГУРИНОВИЧ:
- Есть объективные причины сдерживания развития конкуренции, особенно вне крупных городов. Высокая локализация, низкая плотность населения сами по себе являются наиболее существенными факторами естественного препятствования развитию конкуренции.
Сомнительной выглядит и акция «Аэрофлота», пообещавшего скидку для боровшихся с водой регионов в 20% до конца нынешнего года в качестве благотворительной помощи. Во-первых, это время для авиакомпаний – не сезон и скидки даже большего объема обычно присутствуют безо всякой благотворительности. Во-вторых, на недавний запрос УФАС авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь» представили данные о том, что стоимость их перевозок в Хабаровском крае сегодня ниже общего объема производимых производственных затрат. То есть они и без того работают в убыток.
- Честно говоря, верится в это с трудом, - усомнился в корректности информации Валентин Бодров.
Но проверить ее на местном уровне нет возможности, поскольку у компаний головные офисы за пределами края. Местные антимонопольщики вышли с просьбой в центральный аппарат ФАС РФ, чтобы он проверил достоверность представляемых данных. Приказ Минтранса позволяет компаниям иметь по несколько тарифов на полеты в одних и тех же направлениях, чем они успешно пользуются для манипуляции статистикой.
Жилье без жулья
В связи с необходимостью строительства жилья для пострадавших граждан особое внимание уделяется монополизации данного рынка, способной завышать стоимость квадратного метра, что наиболее актуально для Хабаровска.
- Анализ показывает, что рынок строительства жилья в регионе достаточно конкурентен, - говорит Елена Гуринович. - В Хабаровском крае зарегистрировано около 900 строительных организаций. Ни по объемам строительно-монтажных работ, ни по количеству застройщиков нет доминирующих субъектов.
Даже доля «Дальспецстроя» в 2012 году в Хабаровске не превышала 30%. В 2011 году она составляла 40%, а еще раньше – около 50%. На рынке строительства многоквартирных домов вторую позицию занимает контролируемое администрацией города ООО «Фонд жилищного строительства» - до 10%. В отчете по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг жилищного строительства Хабаровского края отмечаются и другие «наиболее значимые участники данного рынка, с долей более 4%»: ОАО «Управление инвестиционных программ г. Хабаровска», МУП г. Хабаровска «Управление капитального строительства», ООО «Стройсити». Из этих трех два также контролируются мэрией. Крупные компании ведут комплексную застройку, а небольшие возводят отдельные дома на ограниченных земельных участках. В итоге рынок жилищного строительства признается весьма развитым. Но цены это не снижает.
Один из присутствовавших на пресс-конференции журналистов рассказал, что год назад ему повезло взять квартиру в ипотеку по цене 50 тыс. руб. за квадрат: «А когда пришел заключать договор, мне сказали, что за две недели цена с 50 поднялась уже до 70 тысяч. Моя сделка еще проходила по старой цене, и я был счастлив. На вопрос, почему такой скачок, мне ответили, что в ценах рынок равняется на «Дальспецстрой».
В доме коллеги нет централизованного горячего водоснабжения и теплоснабжения, стены сделаны из пенопласта, что снижает затраты. И его пример доказал: цена мало зависит от себестоимости.
По мнению УФАС, причины высоких цен кроются в процедуре формирования земельных участков и стоимости технологического присоединения к сетям.
- Самая большая проблема – отсутствие инженерной инфраструктуры, затраты на создание которой занимают до 40% стоимости строительства дома, - оценивает положение Елена Гуринович. - Нужны или новые технологии, позволяющие избегать подключения жилья к централизованным системам жизнеобеспечения, или поддержка бюджета. В любом случае создание инфраструктуры – это задача органов власти.
Таким образом, получается, что, громко ругаясь на высокие цены в Хабаровске, государство гоняется за собственным хвостом: само не создало условий для строительства, само же безуспешно ищет виноватых. Кстати, тот же подход демонстрируется и на рынке нефтепродуктов, более 60% в цене которых составляют налоги и акцизы.
Автор(ы): Александр Зубов
Источник:
http://www.zrpress.ru/business/dalnij-vostok_02.10.2013_62752_kak-krupnejshie-goskompanii-pytajutsja-nazhitsja-na-bede-dalnevostochnikov.html