Аукцион на понижение цены и качества

29.08.2011

Аукцион на понижение цены и качества

24.08.2011
Федеральный закон «О Госзакупках» наряду с другими нашумевшими законопроектами имеет не самую лучшую славу в кругах профессионалов. О том, какие ошибки и подводные камнем таит в себе 94 ФЗ, и есть ли выход из сложившейся непростой ситуации, специально для RussianRealty.ru рассказывает генеральный директор компании «Проектно-строительное объединение №13» Юрий Воротнин.

- Юрий Иванович, сегодня многие строительные компании обеспокоены тем, как на практике работает 94-й Федеральный Закон «О Госзакупках». Расскажите, пожалуйста, о проблематике данного закона и о возможных последствиях для конкретных компаний.
- К сожалению, Федеральный закон № 94 явно не оправдал себя. Дело в том, что с введением данного закона, при проведении конкурсов на государственные заказы не оценивается возможность потенциального подрядчика реально выполнить порученную ему работу. В результате в тендерах участвуют и побеждают предприятия, не имеющие истории, с нулевым балансом и с десятью тысячами рублей уставного капитала. Им нечем рисковать, они идут на понижение цены, заявляют цену ниже прямых затрат, выигрывают конкурс, получают аванс и в худшем случае пропадают совсем, а в лучшем - выполняют работу, не соблюдая технологических процессов и условий, что приводит к весьма низкому качеству выполнения работ. Кроме того, заказчик в этом случае становится заложником ситуации и вынужден закрывать глаза и на качество работ, и на скрытое сокращение объемов работ, так как контракт в любом случае нужно закрывать, денежных средств не хватает, а за сто рублей выполнить то, что стоит двести, просто невозможно.
На сегодняшний день любые госзакупки реализуются таким образом: объявляется тендер на проведение какой-либо работы, и в тендере могут участвовать любые организации, как те, которые реально имеют возможность эту работу выполнить, обладают знаниями, опытом, соответствующими ресурсами и т.д., так и любые другие, с нуля созданные либо «карманные» организации, обладающие лишь свидетельством о регистрации и в лучшем случае имеющие стол, стул и директора. Такие организации предлагают сделать работу за нереально маленькую цену, практически ниже себестоимости, получают аванс, а дальше - будь что будет. Им отвечать-то нечем, они отвечают десятью тысячами рублей, которые являются уставным капиталом. И на этом все.
В результате те предприятия, которые имеют производственную базу, необходимые ресурсы, не могут дать цену ниже себестоимости, так как они понимают, что рискуют своим имуществом и выпадают из этого сектора услуг, а потом, безусловно, какими-то любыми обходными путями: заказом дополнительных работ у этих же предприятий и т.д. проект кое-как достраивается.
С нашей точки зрения, данная ситуация даже хуже коррупции, хуже многих других негативных факторов рынка. Это нововведение, во-первых, губит профессиональных строителей, во-вторых, ведет к некачественному выполнению работ, да и вообще приводит к невыполнению заказов. В результате действия ФЗ 94 предприятия, дорожащие своим словом, именем и имуществом, вообще выпадают из борьбы за государственный заказ.

- Чем еще опасна сложившаяся ситуация?
- Есть еще один аспект, который необходимо затронуть. Существование такого закона позволяет компаниям, которые не являются профессиональными, наравне с другими оказывать давление на компанию, которая занимается этим профессионально, вплоть до шантажа руководства такой компании.
Например, реально работающие профессиональные компании выходят на конкурс, а «карманные» компании в свою очередь предлагаю крупным игрокам свой отказ от участия в тендере за определенное денежное вознаграждение: «Либо вы нам даете по пять, по десять миллионов, и мы отходим на какой-то цифре от участия, либо мы демпингуем стоимость проекта, в результате ни мы не строим, ни вы не строите». Затем такой проект повторно выходит на тендер, и, соответственно, его дальнейшая реализация значительно затягивается.

- А как реализовывались государственные заказы ранее?
- Раньше существовала практика: каждый месяц обновлялись расценки, то есть существовали определенные установленные расценки для государственного заказа. Они были небольшими, минимально возможными для строительства этого объекта, но оптимальными. Исходя из этих расценок, заказчик имел право выбирать ту подрядную организацию, с которой он посчитал нужным строить, и объект строился. Лишние деньги в данном случае не расходывались, потому что каждый месяц обновлялась нормативная база: сколько стоит куб бетона, сколько - кирпич, сколько стоят работы и все остальное... Мы не очень охотно работали по этим расценкам, потому что они реально были маленькие, но заказчик приглашал - работали. Никакого ущерба бюджету и казне страны это не приносило, потому что, еще раз говорю, расценки эти были очень небольшие.
Сегодня же можно объявить любую цену. Допустим, стоит объект сто рублей, а можно объявить, что он стоит двести. Пошел конкурс, начинается понижение. Кто-то, может быть, понизил до ста, а можно остановиться на ста пятидесяти, и на пятьдесят рублей ушло больше. А можно получить и восемьдесят. Но как за восемьдесят построить, если он стоит сто? Это остается загадкой. В этом месте как раз и происходит то, о чем говорилось выше. «Карманные» компании, участвующие в тендере, говорят: «Давайте мы на ста восьмидесяти отойдем, вы остаетесь на ста пятидесяти». Таким образом люди, не занимаясь реальным бизнесом, зарабатывают деньги.

- Юрий Иванович, можно ли, на ваш взгляд, как-то исправить сложившуюся ситуацию, и что конкретно вы могли бы посоветовать?
- Действительно, все можно очень быстро вернуть и поставить на правильные рельсы. Для этого необходимо ввести дополнение в ФЗ №94 о необходимости перед проведением конкурса определения реальной себестоимость объекта, назначении минимально возможной цены за данную работу и тогда уже - путем проведения тендера – определении подрядчика, который в состоянии качественно и в срок выполнить порученную ему работу.

Источник: RussianRealty.ru
Материалы, размещенные на сайте www.russianrealty.ru являются исключительной собственностью www.russianrealty.ru и защищены законодательством РФ об авторском праве. Полное или частичное использование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на данный материал.

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа