Потенциал 94-ФЗ исчерпан

29.08.2011

Потенциал 94-ФЗ исчерпан

Алексей Лихачев: Потенциал 94-ФЗ исчерпан
15 августа 2011 г.

Российское общество с недоверием относится к системе государственных закупок, не верит в открытость и честность распределения госзаказа. Причем это недоверие испытывают как предприниматели, так и сами чиновники. А действующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. Принятый в 2005 году Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует, по сути, только процедуру организации торгов.
Существующие процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта, заявил в интервью «Российской бизнес-газете» заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. Предусмотренные законодательством механизмы в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. В результате мы имеем двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет, отметил он.
С 2006 года регистрируется кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе. А значит, антикоррупционный потенциал 94-ФЗ исчерпан.
Править закон дальше нельзя. В него и так внесено более 20 пакетов поправок. Необходимо пересмотреть сам подход к регулированию закупок.
В 2005 году 94-ФЗ был абсолютно революционным, благодаря ему были отрегулированы процедуры проведения закупок, бизнес и общество получили доступ к информации о конкурсах. Но сейчас необходима принципиально новая правовая база для обеспечения качества закупок. От идеи прозрачной и эффективно администрируемой процедуры необходимо переходить к идеологии эффективного управления всем циклом закупки. Это означает включение в единое правовое пространство этапа планирования, осуществления конкурсных процедур, а затем и аудита выполненных контрактов. Для государства это означает, что закупаться будет именно то, в том объеме и того качества, что реально необходимо для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Для общества переход к контрактной системе – принципиально новый уровень прозрачности и публичного контроля. Если сейчас гражданские активисты находят и опротестовывают отдельные неадекватные заказы, то в логике контрактной системы оспорить закупку можно будет еще на стадии ее планирования. В принципе, все планы по закупкам из средств бюджетов всех уровней будут доступны общественности, заказчики обязаны будут обосновывать как саму потребность в закупке, так и ее стоимость. Это практически исключает закупки по неадекватным ценам и закупки предметов роскоши. Так, аудит выполненных контрактов сделает невозможным заведомо некачественное выполнение работ, благодаря которому, например, ремонт одного и того же участка дороги можно заказывать каждый год.
В новом законе впервые предлагается регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных и муниципальных нужд, установить состав обязательных документов планирования и определить порядок обоснования ключевых параметров планируемых контрактов в целях последующего мониторинга размещения и исполнения контрактов, анализа контрактных результатов. Во-вторых, вводится персональная ответственность государственного заказчика не только за соблюдение процедур, но и за результаты исполнения контракта. В-третьих, вводится более широкий набор инструментов размещения заказа и возможность определения процедуры отбора исполнителей госзаказчиком.
В-четвертых, предусмотрено создание центра ценовой информации, будет осуществляться постоянный мониторинг рынка, и заказчики будут иметь возможность адекватно оценивать стоимость закупаемых товаров, работ и услуг. И эта информация также будет доступна общественности.
В-пятых, вводится библиотека типовых контрактов. Это существенно облегчит переход к контрактной системе для заказчиков, а также унифицирует параметры государственных контрактов. По сути, это основа формирования единого правового поля госзаказа с понятными всем участникам правилами игры.
И еще одна характеристика нового закона, о которой стоит упомянуть: он будет проще и понятнее 94-ФЗ. Федеральная контрактная система будет понятна и прозрачна, в ней не будет «потайных ходов» и ловушек старого закона.
Говоря о предварительной квалификации, заместитель министра отметил, что эта процедура будет использоваться очень ограниченно, только в тех случаях, когда высоки риски от некачественного исполнения контракта. Речь идет о сложной продукции, работах или услугах, которые, очевидно, может выполнить только квалифицированный исполнитель. Возможные квалификационные требования и способы подтверждения исполнителем соответствия сейчас обсуждаются. В любом случае это будет закрытый и абсолютно понятный перечень.
Относительно электронных торгов А. Лихачев отметил, что за ними – будущее. В рамках федеральной контрактной системы должны развиваться формы электронных закупок и по мере освоения технологий заказчиками всех уровней увеличиваться их объем. Но аукционы мы не считаем главным инструментом размещения заказа. Это самая негибкая из процедур, когда оценка происходит пусть по самому объективному, но единственному критерию – цене. А это далеко не всегда эффективный способ определения победителя. Поэтому мы не поддерживаем примат электронных аукционов, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба.
Для борьбы с демпингом предусматривается создание центра ценовой информации, который должен дать заказчику инструмент не только определения начальной цены контракта, но и выявления заявок с аномально низкой ценой.
Федеральная контрактная система будет предполагать большую гибкость авансирования контрактов, возможность переноса бюджетных средств на следующий год.
Расширение вариантов авансирования должно, с одной стороны, снизить риски заказчика, с другой – снизить издержки поставщика, который сейчас часто авансирует заказчика.
Мы не считаем, что контракт – это замерший документ. Ситуация на тех или иных рынках динамично развивается, меняется рост цен, и это надо учитывать. Мы считаем, что по соглашению сторон и при наличии обстоятельств, оговоренных в законопроекте, можно разрешить менять условия контракта в определенных пределах при публичном оглашении такой возможности в документации о закупке и проекте контракта.
Сейчас предпринимается ряд важных шагов по обеспечению прозрачности закупок госкомпаний. Эти образования и естественные монополии представляют собой некую «серую зону» с точки зрения государственного администрирования. Наши предложения полностью лежат в логике федеральной контрактной системы. Мы полагаем, что после определенного переходного периода госкорпорации, естественные монополии и комплекс ЖКХ должны будут подчиняться федеральной контрактной системе.
ТПП-Информ

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа