Комментарии эксперта Сбербанк-АСТ к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

02.04.2013

Комментарии эксперта Сбербанк-АСТ к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Законопроект «О федеральной контрактной системе», который должен прийти на смену действующему Федеральному закону № 94-ФЗ сменил свое наименование, теперь закон о госзакупках РФ носит название «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». До принятия нового закона о госзакупках было несколько посланий и поручений Президента РФ (Правительству подготовить новую концепцию закона о госзакупках к 1 апреля 2011г., подготовить консолидированный проект закона к 1 сентября 2011, затем к 1 ноября 2011 гг..). Президент Д.А. Медведев поручил правительству в срок до 1 июля 2012 г. внести в Госдуму законопроект о ФКС.

19 марта 2013 г. – новый закон прошел второе чтение, 22 марта 2013 г. прошел третье чтение в Государственной думе и 27 марта 2013 г. одобрен Советом Федерации.

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заложены следующие принципы:

- прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,

- обеспечения конкуренции,

- профессионализм заказчиков,

- стимулирование инноваций (Приказом Минпромторга России от 1 ноября 2012 года N 1618 утверждены Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции. Данные Критерии утверждены для исполнения положений статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".),

- единства контрактной системы в сфере закупок,

- ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд,

- эффективности осуществления закупок.

Федеральный закон 94-ФЗ, который продолжит действовать для госзакупок до 1 января 2014 года не выделял отдельно принципы, на которых основан закон.

Рассмотрим отличия нового закона в разрезе процедур размещения заказа способом открытый аукцион в электронной форме:
1.Правовое регулирование госзакупок осуществляется как самим законом, так и подзаконными актами, которые в количестве более 50 должны появиться в течение 2013 года. К таковым в части регулирования выбора способа размещения заказа относится Постановление Правительства об определении перечня товаров, работ и услуг, которые должны закупаться только на аукционах. (Статья 59 закона о госзакупках: Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.) Иными словами отличие состоит в том, что субъекты Российской Федерации могут дополнять перечень по собственному усмотрению, в том числе, используя критерий начальной цены (от такой-то суммы или свыше такой-то суммы).
2.Внесено изменение в размер обеспечения заявки для некоторых участников размещения заказа. Общий показатель остался неизменным: 0,5-5%. Ранее для предприятий среднего и малого бизнеса этот показатель был установлен в размере 2 %, теперь добавилась градация в аукционах на сумму 3 миллиона рублей и свыше 3 миллионов рублей: 1 % для коротких аукционов, 2%, а также, кроме предприятий среднего и малого бизнеса, добавились новые участники группы с преференциями по размеру обеспечения заявки: это учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, социально ориентированные некоммерческие организации.
3.Принципиальное отличие в информационном обеспечении открытого аукциона в электронной форме в том, что государственный и муниципальный контракт будет заключаться не на площадке, как предусмотрено действующим законом, а в новой автоматизированной системе, которая будет осуществлять поддержку процессов контрактной системы. Однозначного ответа на вопрос – что это будет за система, на данный момент нет, но разработчики нового закона о госзакупках ссылаются на доработку текущего официального сайта для размещения информации о размещении заказов (ООС, http://zakupki.gov.ru), который будет взят за основу всего информационного обеспечения госзакупок и будет в дальнейшем интегрирован в систему Электронного бюджета. Сама процедура направления проектов контрактов и подписания не дает четкого ответа "как это будет происходить?", складывается впечатление, что поставщик и заказчик обмениваются разными версиями документов. Кроме процедуры заключения контракта в части информационного обеспечения на ООС отдана функция подачи заявок, которая сейчас находится в распоряжении Электронных площадок. Данный функционал и ранее предполагался к реализации сервисами независимого регистратора, который так и не был окончательно запущен компанией разработчиком (Ростелеком).
4.В новом законе скорректированы сроки размещения заказа в части изменения сведений, а также в части подачи заявок. Так для размещения открытого аукциона на сумму свыше 3 миллионов рублей сроки изменились в сторону уменьшения с 20 дней до 15 дней. Также сократились сроки размещения информации и сроки принятия решений в части рассмотрения вторых частей заявок – для короткого аукциона на сроки «не более» с 4 до 3-х дней, при размещения аукциона длинного (на сумму свыше 3-х миллионов) не более 3-х рабочих дней (в Федеральном законе 94-ФЗ - не более 6-ти рабочих дней). Срок продления подачи заявок в длинном аукционе может быть не менее 7 дней, что в целом сокращает проведение процедуры значительно.
5.По составу документов, которые участник размещения заказа прикладывает в составе заявки есть 1 отличие это документ "декларация о соответствии" в составе второй части заявки. Состав документов, которые участник размещения заказа должен предоставлять при аккредитации не изменились, но в составе реестра участников размещения заказа отсутствует один документ - полномочия руководителя, видимо эта информация случайно выпала из текста документа.
6.Положительной новацией в части регулирования статуса процедуры в случае, если она не состоялась, является возможность подписания государственного и муниципального контракта при наличии заявок, но отсутствия ценовых предложений в ходе проведения аукциона, при этом вторые части заявок участников, допущенных по первым частям, направляются заказчику. По итогам рассмотрения контракт заключается с допущенным участником, заявка которого подана раньше по времени. Но другая новелла в части упрощения процедуры подписания контракта по итогам несостоявшейся процедуры представляется спорной, а именно: в случае, если на аукцион не подана ни одна заявка, заказчик проводит повторное размещение через запрос предложений. Представляется необоснованным такое включение этапа бумажной процедуры по итогам проведения несостоявшегося электронного аукциона.

Вопрос, который волнует операторов электронных площадок в связи с принятием нового закона о госзакупках, это пересмотр количества и состава электронных площадок. Но запланирован этот переход на срок окончания действия Соглашения с площадками, т.е. к 2015 году, но и в 2014 году у операторов торгов множество работы: интеграция с новым ресурсом, доработка действующих площадок и доведение до участников процесса новых правил, а также включение в состав сервисов новых способов размещения заказа – конкурс, запрос цен и запрос предложений. Важно, что реализация требований нового закона о госзакупках - это одно из звеньев общей реформы, и, безусловно, необходимый опыт при размещении заказов в электронном виде в соответствии с нормами Федерального закона 223-ФЗ уже обеспечил участникам процесса некоторый комфорт при переходе от закупщиков к контрактным офицерам.

Автор(ы):
Источник: http://sberbook.sberbank-ast.ru/user_105/blog/3437/

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа