Замминистра экономического развития Владимир Симоненко рассказал Вере Ситниной о новом законе о контрактной системе

02.04.2013

Замминистра экономического развития Владимир Симоненко рассказал Вере Ситниной о новом законе о контрактной системе

Куда из названия системы исчезло слово "федеральная"?

Действительно, ФКС — это уже был некий бренд. Но это была позиция юристов, так как система касается всех уровней власти, в том числе регионального и муниципального. Мы не стали им противоречить, поскольку самое главное слово — "система". Действующий 94-ФЗ — это элемент, а КС — целая система не только прав заказчика, но и его ответственности за свои шаги.

В чем же принципиальные различия двух систем?

Действующее законодательство регламентирует только процедуры по размещению заказа. КС подходит более широко и регулирует сферу закупок, начиная с того момента, когда заказчик еще только начинает задумываться о том, что ему надо купить и в каких объемах, до оценки эффективности.

Мы вводим этап планирования закупок, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Контрактная система расширяет линейку способов определения поставщика, в том числе предусматривает такие новые способы, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Усовершенствуются существующие процедуры определения поставщика. Более детально описаны механизмы заключения и исполнения контрактов. Предусмотрены зеркальные полномочия заказчика и поставщика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае его ненадлежащего исполнения другой стороной.

Одно из основных достижений нового закона — широкие возможности для общественного контроля на всех этапах планирования и осуществления закупки. Как показывает практика, прозрачность является самым действенным антикоррупционным элементом.

В законе общественному контролю посвящена отдельная статья. Объединения граждан могут посылать запросы заказчику об осуществлении закупок, обращаться в контрольные органы и в суды в случае выявления нарушений в деятельности заказчиков, готовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок.

В законе установлена обязанность заказчиков проводить общественное обсуждение наиболее важных и крупных закупок. Мы законодательно закрепляем, что если общественное обсуждение не пройдено, то контракт не заключается. Регионы и муниципальные образования вправе сами устанавливать особенности общественных обсуждений. У них свои бюджеты, и миллиардные закупки не всем под силу, особенно муниципалитетам. Но общий порядок такого обсуждения будет определяться правительством РФ.

Ядро нового закона — единая информационная система. Это будет новый информационный ресурс, который нам предстоит создать, обеспечивающий деятельность всех государственных и муниципальных заказчиков, органов мониторинга, аудита и контроля. В отличие от существующего официального сайта единая информационная система будет обладать широким набором аналитических функций и предусматривать автоматизацию ряда процедур, в том числе обеспечивать автоматический контроль за действиями заказчика.

Когда мы разработаем каталог товаров, работу и услуг, то сможем унифицировать закупки. Также мы планируем разработать типовые контракты.

Скандалов, как с компьютерными томографами, больше не будет?

Общий объем госзакупок превышает 7 трлн рублей, так что поле для возможных злоупотреблений достаточно широко. Мы же понимаем, что любую процедуру постараются обойти. Но здесь важны элементы прозрачности. Сейчас мы видим проблему в основном тогда, когда уже все куплено, поставлено и даже сломалось. Мы не знаем, кто и что собирается купить за бюджетные средства и нужно ли это вообще покупать. КС дает ответы на эти вопросы.

Но экономия не признак эффективности. Мы не гонимся за экономией, нам важен баланс цены и качества. Но даже если такой сбалансированный эффект составит 5% (сейчас эффективной считается сделка, если разница между начальной ценой и заключенной составляет 10%), то это уже более 350 млрд рублей. А если мы будем наращивать аналитический сервис в информационной системе, то эта сумма будет еще больше.

Подготовка закона шла очень тяжело.

Ничего удивительного. Закон, который реализует такие масштабные объемы средств, затрагивает практически каждого. На единую позицию с заинтересованными федеральными ведомствами мы вышли еще в конце 2012 года, затем, как известно, были замечания администрации президента РФ. Все замечания и предложения к законопроекту обсуждались в открытом режиме в рамках рабочей группы в Государственной думе практически в ежедневном формате.

Когда должен проявиться заметный эффект?

Очевидно, что эффект будет ощутим уже с момента практической реализации закона, ну а масштабные изменения будут заметны через два-три года, когда система наберет обороты.

Закон вступает в силу 1 января будущего года, но в нем очень много отложенных норм.

Еще много надо сделать для того, чтобы запустить единую информационную систему (ЕИС). Надо определить уполномоченный орган для ее создания. Мы исходим из того, что это будет Минэкономразвития России, но правительство РФ должно принять это решение. Далее идет проведение конкурса на разработку. Потом собственно разработка, опытная эксплуатация, а затем промышленная. Так что планирование, которое в полном объеме невозможно без ЕИС, начнется с 1 января 2015 года на 2016 год. Но субъекты РФ уже могут эту работу начинать. Еще надо принять подзаконные акты, поменять законодательство в рамках Единого экономического пространства. Но не менее важно и то, чтобы поставщики и заказчики успели изучить закон и мы получили обратную связь.

В 2014 году будут разработаны подзаконные акты по электронным площадкам, а потом под сформированные требования начнется их отбор.

Их станет больше.

Их количество будет зависеть от того, сколько будет соответствовать требованиям. Но я не готов сказать, будет ли их пять, семь или десять.

Сейчас электронные площадки являются основным способом осуществления закупок, но новая система вводит много других способов. Зачем?

Потому что сейчас главным критерием является цена. КС предполагает другой подход. Общая логика закона дает понимание того, когда какой способ будет использован. Если для вас важна высокая квалификация исполнителя контракта, то идете на конкурс с ограниченным участием. Если закупка производится по определенному правительством аукционному перечню, то через площадку. Но иногда заказчик не до конца понимает, что ему нужно, испытывает затруднения в разработке технического задания. Ему на помощь придет двухэтапный конкурс. Вначале ему предлагают какие-то идеи, а на втором этапе речь уже идет о цене их реализации.

Какие лазейки КС закрывает?

Например, есть отдельная глава по антидемпингу. Эти меры мы предусмотрели в качестве механизма защиты заказчиков, а значит и интересов государства, от недобросовестных поставщиков.

Были случаи, когда снижали цену в ноль, выигрывали контракты, но их реализация вызывала много вопросов. Теперь, если цена выше 15 млн рублей, то исполнитель, предлагающий цену ниже начальной цены контракта на 25%, должен в полтора раза увеличить обеспечение исполнения контракта.

Если цена контракта ниже 15 млн рублей, то либо предусмотрено полуторакратное увеличение обеспечения, либо поставщик должен объективно доказать свою добросовестность. Критерий добросовестности установлен в законе. В соответствии с ним участник закупки должен подтвердить, что в течение года не менее 75% контрактов им исполнено без штрафных санкций. Вся необходимая для этого информация будет содержаться в общедоступном реестре контрактов.

И как КС помешает покупке золотой мебели или сверхдорогих машин?

Мы вводим нормирование закупок — определение достаточных требований к товарам, работам и услугам, необходимых для исполнения функций государственных органов и муниципальных образований. Эти требования, соблюдение которых будет жестко контролироваться, должны исключить закупку за бюджетные деньги сверхдорогих товаров, в том числе предметов роскоши.

Также должна быть привязка к бюджетной обеспеченности. Каждый из нас понимает, что жить нужно по средствам. Поэтому будут нормироваться затраты и максимальная цена закупаемых товаров. При этом у заказчика будет выбор. Например, если необходимо приобрести автомобиль для обеспечения деятельности госоргана, то в пределах установленной ценовой категории может быть выбрана любая марка.

Кто это будет утверждать?

Заказчик. Это его полномочия.

А контролировать кто будет?

Счетная палата и система органов контроля.

СП смотрит, когда деньги потрачены. А кто-то будет определять, нужна закупка или нет?

Только сам заказчик. Но если он совершил избыточную покупку, то им могут заинтересоваться органы финансового контроля. Я считаю, что главное — сделать закупки публичными, понятными и доступными для контроля.

При этом новая система закупок — это не только оптимизация бюджетных потоков, но и колоссальный инвестиционный ресурс. Любой производитель может изучить планы закупок и узнать, какие товары государство собирается закупать в трехлетнем периоде, какие объекты должны быть построены. Это мощнейший стимул для развития производства.

Автор(ы):
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2154483

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа