ФКС прошла через Госдуму без экспертов и контроля сроков

19.03.2013

ФКС прошла через Госдуму без экспертов и контроля сроков

Законопроект о федеральной контрактной системе прошел второе чтение. В профильном комитете уверяют, что вариант, доработанный спустя почти год после первого чтения, является прогрессивным и конструктивным и устраивает все заинтересованные ведомства. ЛДПР и "Справедливая Россия" с этим согласились, коррупционные лазейки в законопроекте увидели лишь коммунисты.

Законопроект "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" прошел второе чтение во вторник, 19 марта. Голосование по вопросу состоится в 17 часов, однако большинство депутатов проголосовало "за" таблицу поправок на принятие, что фактически означает одобрение законопроекта.

Документ заменяет 94-ый закон о госзакупках, допускающий многие коррупционные цепочки. Разрабатывать новую систему в свое время начали несколько ведомств, включая Минэкономразвития и Минфин, рассматриваемый закон в Госдуме – "консенсусная" версия.

Особенности культуры и здравоохранения

По словам члена думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Игошина, законопроект о контрактной системе является "главным экономическим законопроектом нашей Государственной Думы нашего созыва". Он регулирует все государственные деньги на госзакупки, что составляет подавляющую часть бюджета, отметил он.

К принятию депутатам было предложено 263 поправки. Они стали итогом 10-месячной работы – "открытой, творческой, без формализма", которой остались удовлетворены, по словам Игошина, все заинтересованные ведомства: "нам удалось выйти на единый компромиссный, не противоречивый вариант".

К примеру, Минкульт, который при госзакупках постоянно сталкивается со сложностями, отметил Игошин.

"В итоге для сферы культуры, для социальной сферы были созданы отдельные нормативы, которые, действительно, в последнюю очередь учитывают цену, а в первую – качество, и цель производимой работы, чего раньше в государственных закупках не было", - отметил депутат.

Ряд поправок, продолжил Игошин, "призван закрывать те дыры, которые приводят к коррупции". Так, из законопроекта исчезли "госзакупки четвертого квартала", чтобы у заказчика не было мотива находить причины и откладывать конкурсы на декабрь, когда деньги распределяются по укороченной процедуре "между своими".

Изменены статьи об антидемпинговых мерах, когда понижение цены должно быть финансово обеспечено. Кроме того, в законопроект вошли процедуры одностороннего расторжения контракта. Введены преференции для отечественных производителей – согласно этой норме, правительство имеет право принять решение об ограничении участия иностранных производителей по определенным сегментам.

Отдельный блок поправок коснулся закупок лекарств, в нем, помимо стандартной процедуры заказа, предусмотрено право врача купить лекарства конкретно для больного, "по его конкретным показаниям, чтобы отреагировать на вызов конкретной болезни, вплоть до того, чтобы провести через врачебную комиссию, послать фельдшера через дорогу в аптеку и за наличные купить лекарство, необходимое в нужном для больного количестве".

Лазейки остались

Некоторые поправки в законопроект пытались отстоять коммунисты. Так, член комитета по экономполитике Александр Потапов предложил ввести экспертную оценку при закупке сложных наукоемких технологий. Однако, по словам Игошина, "к сожалению, наш Гражданский кодекс и другие законы пока не позволяют в полной мере сделать институт экспертов работающим в государственных закупках, как, например, в Белоруссии".

Максимальная роль экспертам придана в статье "Эксперты. Экспертные организации" законопроекта, добавил он.

Далее, Потапов предложил дать возможность заказчикам разбивать свои заказы на лоты ("при создании вычислительного центра недопустимо совмещать ремонтные работы, закупку оборудования и разработку программного обеспечения – совмещение этих работ сузит круг поставщиков, ориентирует на одного").

На это Игошин отметил, что законопроект дает ряд антикоррупционных механизмов, и возможность разбить заказ на подгруппы прописан в его статьях.

Далее Потапов отметил, что возможность классифицировать закупки ушла в таблицу поправок на отклонение, однако, по его мнению, "классификация позволила бы детализировать методы определения начальной цены, сроков исполнения закупки и способов выбора поставщика для каждого вида закупки". Действительно, методы оценки стоимости сельхозпродукции и лекарств не могут быть одинаковыми.

Однако, как отметил Игошин, предусмотреть все виды продукции и классифицировать из вряд ли возможно, "будут дыры, которыми будут пользоваться недобросовестные подрядчики", поэтому методы оценки стоимости в законе предложено прописать универсальные, отметив, для каких видов продукции он может применяться.

На отклонение ушла и поправка о сроках исполнения закупки.

"Как известно, занижение срока исполнения заказа до неприемлемого для большинства исполнительного уровня является одним из основных способов исключения нежелательных конкурентов в коррупционных схемах", - отметил Потапов и привел реальный пример, когда организаторы объявили конкурс на разработку за неделю информационной системы.

Такая спешка нужна, чтобы выиграла одна определенная организация, считает он. В Минэкономразвития признали, что такой способ недобросовестной конкуренции существует, заявил Потапов, "однако коллеги упорно отстаивают сохранение в законе этой лазейки" – поправка была отклонена из-за нереализуемости.

По словам Игошина, поправку о сроках комитет не смог прописать из-за невозможности "администрировать определение сроков, средних сроков, типовых сроков для конкретных контрактов". Однако отметил, что в дальнейшем правительство и профильный комитета Госдумы будут искать решение этой проблемы в формате работы единой информационной системы ФКС.

Автор(ы):
Источник: http://www.firstnews.ru/articles/fks-proshla-cherez-gosdumu-bez-ekspertov-i-kontrolya-srokov/

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа