Тендеры на уборку Московского метрополитена: ФАС уполномочен отменить…

27.11.2012

Тендеры на уборку Московского метрополитена: ФАС уполномочен отменить…

В результате приостановки Московским УФАС торгов по выбору клининговой компании для уборки станций Московского метрополитена подземка в этом году может не определиться со своими новыми клинерами. Все идет к очередной отмене тендеров на уборку станций.
На сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве, судя по данным поисковой системы Google, 22 ноября была размещена копия жалобы руководителя клининговой компании «М-Клининг технолоджи» Михаила Денисова, датированная 19.11.2012 и зарегистрированная Московским УФАС 20.11.2012 за №31020. Одновременно с публикацией на сайте, письма, сообщающие о принятии жалобы и приглашающие на заседание комиссии по ее рассмотрению, были разосланы всем заинтересованным сторонам — ООО «М-Клининг технолоджи», ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «Единая электронная торговая площадка».

В письме, подписанном зам.руководителя Управления ФАС по г. Москве, говорится, что 28 ноября состоится рассмотрение жалобы ООО «М-Клининг технолоджи» на действия организатора торгов (ГУП «Московский метрополитен») при объявлении трех открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по уборке, очистке станций и прилегающих территорий. Также сообщается, что в соответствии с ч.ч. 18 и 19 ст.18.1 «Закона о защите конкуренции» с 22 ноября все обжалуемые торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу. При этом Организатор торгов уведомляется о запрете на заключение договоров по результатам данных торгов вплоть до принятия антимонопольным ведомством решения по жалобе.

В самой жалобе Михаил Денисов, ген.директор «М-Клининг технолоджи», просит ФАС отменить конкурсы по лотам COM28091200059, COM28091200066 и COM28091200070 и признать их результаты недействительными. В обоснование своей просьбы он обращает внимание контролирующих органов на множество нарушений, допущенных при подготовке и проведении конкурсов на уборку трех четвертей всех станций московской подземки.

Первым пунктом обвинений у руководителя клининговой компании стало размещение информации о торгах не на официальном сайте госторгов zakupki.gov.ru, а только на сайте закупок самого метрополитена и на электронной площадке, выбранной для проведения конкурсных процедур. По его мнению, Организатор торгов тем самым нарушил п.10 ст.3 ФЗ-223, на основании которого и проводятся торги в ГУП «Московский метрополитен». Но при этом заявитель не учел, что положение об обязательном размещении информации о тендерах на главном закупочном портале страны вступило в силу только 1-го октября 2012г. Тогда как конкурсы были объявлены 28 сентября, т.е. обязательным для исполнения вышеозначенное положение не было. Также в первом пункте Михаил Денисов вменяет в вину работникам метрополитена отсутствие ответственного лица, чьим приказом было утверждено Положение о закупках ГУП «Московский метрополитен».

Однако остальные обвинения касаются непосредственно процедуры проведения торгов и от них отмахнуться метрополитеновцам будет очень непросто. Так, генеральный директор клининговой компании отмечает практически полное отсутствие необходимого информационного взаимодействия между Электронной площадкой и Заказчиком. Он указывает на тот факт, что запросы, отправляемые участниками в адрес ЭП для получения разъяснений положений конкурсной документации, до Заказчика не доходили. При этом прямой контакт между Заказчиком и Участниками конкурсов был строжайше запрещен, т.е. обратиться за разъяснениями напрямую к Заказчику участники не могли. В результате на часть запросов «Московский метрополитен» ответов не дал вовсе, а на часть ответил после 26 ноября, т.е. за день до завершения приема заявок. Тем самым ГУП нарушило установленные в конкурсной документации трехдневные сроки ответов на такие запросы, т.к. крайний срок их подачи участниками, согласно тендерной документации, — 23 ноября 2012г.

Еще одним существенным нарушением, длившимся вплоть до приостановки торгов, назван срыв подведения итогов и их публикации в открытом доступе. «Заказчиком были нарушены сроки рассмотрения заявок и размещения протокола на сайте в сети «Интернет», который должен размещаться по результатам рассмотрения заявок», — пишет в своей жалобе ген.директор «М-Клининг технолоджи». Согласно пункту Информационной карты, срок рассмотрения заявок установлен «не позднее 6 ноября 2012г.», срок подведения итогов конкурсов – «не позднее 09 ноября 2012г.», а срок размещения протокола на сайте torgi-mosmetro.ru – «12 ноября 2012г.». На момент публикации данной статьи по всем обжалуемым конкурсам на сайтах Московского метрополитена и Единой электронной торговой площадки были размещены только протоколы о вскрытии конвертов с заявками. В самом метрополитене 15 ноября задержку с публикацией результатов конкурсов ИнфоКлину прокомментировать не смогли, посоветовав лишь следить за обновлениями на сайте.

Также Михаил Денисов обращает внимание антимонопольщиков на недочеты организаторов некоторых отдельных конкурсов. В документации к лоту COM28091200059 заявитель отмечает расхождение между требованиями внесения обеспечения заявки на счет Электронной площадки и банковскими реквизитами для перечисления средств, указанными в Информационной карте. Из-за этого несколько заказчиков не успели вовремя подать заявки на участие в конкурсе. В случае с лотом COM28091200066 на сайте torgi-mosmetro.ru не была опубликована полная конкурсная документация, а только файл с указанием ссылки на сайт roseltorg.ru.
Обвинения выдвинуты достаточно серьезные для того, чтобы снова оставить метрополитен без новых клининговых компаний. Только не до конца ясно, почему вообще данная жалоба была принята к рассмотрению. Жалобщик не является участником торгов. Более того, в беседе с ИнфоКлином Михаил Денисов, руководитель «М-Клининг технолоджи», заявлял, что ни один из ныне работающих подрядчиков Метрополитена (за исключением «Премьер-Сервиса») не стал участвовать в обжалуемых торгах по причине изначально заниженной ценовой планки. По его мнению, даже максимальная цена, предложенная Метрополитеном за уборку своих станций, уже не позволяет работать качественно и в рамках существующего законодательства.

Согласно Закону о закупках, «любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке определенным законом о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа». В своем Постановлении Президиум ВАС РФ от 22 ноября 2011 г. N 6274/11 разъяснил, что закон различает понятия «участник размещения заказа» и «участник размещения заказа, подавший заявку», а стало быть, обжаловать действия организатора торгов может любое юридическое или физическое лицо, а также общественная организация.

Таким образом, даже не участвовавшая в конкурсах компания имеет право обратиться с жалобой в контролирующие органы. Но при этом Верховный Арбитражный Суд указал: компания, не подававшая заявку на участие в торгах, имеет право жаловаться на действия Организатора торгов только до окончания сроков приема конкурсных заявок. Т.е. получается, что компания М. Денисова могла предъявлять претензии Московскому метрополитену до 28.10.2012г. включительно, но сделала это только через месяц после крайнего срока. От непосредственных же участников торгов ни во время сбора заявок, ни после вскрытия конвертов жалоб не поступало. По крайней мере, на сайте Московского УФАС таковых не обнаружено.

В данный момент, после вскрытия конвертов с заявками фаворитами по цене в метрополитеновской клининговой гонке являются две компании, принадлежащие топовым игрокам российского рынка клининга: ООО «Инжгруппсервис» (ГК Facilicom) и ООО «КМ Проперти Сервисес» (ГК CleanStar). Первая, снизив начальную цену контракта на 10%, предложила наименьшую цену для лота COM28091200059. Вторая удивила всех, запросив по двум оставшимся лотам (COM28091200066 и COM28091200070) сумму за свои услуги на треть меньше той, что была обозначена в качестве максимальной. Комментарии веб-журналу InfoClean до официального подведения итогов конкурсов представители упомянутых компаний давать отказались.

По всем расчетам получается, что даже если УФАС г. Москвы во время внеплановой проверки законности не найдет в действиях Организаторов торгов на уборку метрополитена никаких огрехов и разрешит завершить конкурсные процедуры, времени у возможных победителей на то, чтобы успеть подготовиться к работе, не остается. Т.к. после объявления результатов конкурсов до подписания контрактов должно пройти не менее 10 дней. Еще 20 дней дается, согласно тендерной документации, на подготовку персонала. Т.о. при самых оптимистичных прогнозах:
объявление победителей — 30 ноября (28.11 – комиссия + 1-2 дня на подготовку и рассылку решения),
подписание договора — не раньше 10 декабря;
крайний срок предоставления документов на обученный персонал – 30-31 декабря.
Т.е. перед самым Новым годом новичкам необходимо набрать и обучить в среднем по 800 человек для каждого контракта. Набирать с нуля кадры им придется, так как тот же Михаил Денисов заявил в беседе с веб-журналом InfoClean, что люди, которые сейчас работают в его компании, ни за что не перейдут к новым метрополитеновским подрядчикам. По его словам этого не произойдет потому, что зарплаты им будут предлагаться в 1.5-2 раза ниже из-за жесткого демпинга в тендерах и в результате этого — отсутствия бюджетов на персонал.

С учетом того, что линейный персонал очень не любит работать зимой, а перед Новогодними праздниками вообще очень трудно набирать уборщиков, компании-победители столкнутся с очень серьезными проблемами, грозящими им потерей обеспечительных взносов (40 млн.руб. за каждый контракт) еще до начала работы, ведь непредоставление в опредленный срок документов на все восемь сотен уборщиков влечет за собой автоматическое внесудебное расторжение договора. Видимо поэтому работающие сейчас на метрополитене клининговые компании озаботились подбором кадров еще в октябре, разместив информацию о своих вакансиях на всевозможных сайтах рекрутинговой тематики. При этом многие из них с оптимизмом смотрят в свое будущее и заявляют, что набранные люди будут ими востребованы, в т.ч. на объектах Московского метрополитена в следующем году.

Если не загонять победителей в такие жесточайшие рамки и не рисковать остаться без уборщиков после праздников вообще, то организаторам придется отменять конкурсы и назначать новые тендеры в декабре этого или, что вероятнее всего, в конце января следующего года. В любом случае ФАС волей-неволей поспособствовала тому, что в 2012 году Московский метрополитен, по всей видимости, не получит новых клинеров для своих станций: либо тендеры отменят по жалобе М.Денисова, либо из-за невозможности обеспечить подготовку новых компаний ко входу на объекты.

Интересно, что «Премьер-Сервис», выигравший полтора года назад тендер на уборку 37 станций, на этот раз участвовал только в одном тендере, и его ценовое предложение оказалось самым высоким (дисконт составил 5% от максимальной цены). Срок действия контракта с ГУП «Московский метрополитен» у компании под руководством Юрия Латышева заканчивается с боем курантов 31.12.2012г. Однако тендер на данный объем клининговых работ до сих пор Метрополитеном не объявлялся.

Можно с большой долей вероятности предположить, что клининговая эпопея в Московском метрополитене закончится еще не скоро. Напомним, что с начала лета клининговые скандалы не дают продохнуть руководству Московского метрополитена. Все началось, когда в начале июня метрополитен предложил клинерам поделить 20 млн.долларов с химиками. Клининговым компаниям это не понравилось и они к уборке привлекли прокуроров. Некорректно поданый журналистами материал довел до того, что компания «Профф Лайн» решила засудить газету «Известия», а Дмитрию Шмарову, на тот момент являвшемуся Советником Главы ГУП «Московский метрополитен», пришлось оправдываться. После трех жарких месяцев, когда метрополитен не мог определиться, как выбирать клининговую компанию, а клинеры добились отмены скандальных тендеров, Д.Шмаров был тихой сапой отстранен от клинингового направления и переведен в направление строительно-отделочное. Результатом боевых действий стало то, что прокуроры помогли навести порядок в тендерной документации и были объявлены тендеры, которые после долгих мытарств также может постигнуть судьба предыдущих.

Автор(ы): ИА ИнфоКлин
Источник: http://infoclean.su/kliningovyi-biznes/tendery-v-klininge/tendery-na-uborku-moskovskogo-metropolitena-fas-upolnomochen-otmenit/page-2.html

Возврат к списку

Группа компаний "Петроюст"
Услуги по осуществлению Вашего участия в
процедурах государственного заказа